Зачем финтех-гигантам идти в недвижимость :: Мнения :: РБК Недвижимость - Строительство и ремонт

Зачем финтех-гигантам идти в недвижимость :: Мнения :: РБК Недвижимость

Экосистемы крупных банков основаны на автоматизации. Получив «полную цифру» в банковских операциях, они обратили внимание на недвижимость как еще не автоматизированный актив с высоким потенциалом. Почему финтех двигается в сторону проптеха (PropTech), какая выгода в этом для банков с миллиардными оборотами и о чем говорит такое движение.

Что такое PropTech

Термин «проптех» (PropTech — Property Technologies) используется для обозначения технологий в строительстве и недвижимости, а также стартапов, которые предлагают технологически инновационные продукты или новые бизнес-модели для рынков недвижимости. PropTech — это умные дома и умные города, а также цифровые платформы для поиска недвижимости.

Общие тенденции рынка недвижимости сегодня

Рынок движется в сторону цифровизации и прозрачности. Машинные алгоритмы быстро оценивают недвижимость, делают прогнозы. Искусственный интеллект (ИИ) способен перенять опыт риелторов с многолетним стажем и масштабировать эти знания с площади одного района на другие города и даже зарубежье. Стартапы, предлагающие такие услуги, собирают крупные раунды инвестиций (например, стартап Loft из Бразилии), а действующие игроки (например, Opendoor), находясь на старте, уже имеют многомиллиардную капитализацию.

Прогнозы рынка недвижимости, которые делает ИИ, способны предугадывать движение средств и делают богаче того, кто владеет этими данными и прогнозами. При этом сама недвижимость становится все более ликвидным активом. Купить и продать квартиру можно практически «в один клик», оформление документов тоже постоянно автоматизируется и оцифровывается. А маржинальность у сделок с недвижимостью остается одной из самых высоких среди других классов активов (около 12–18% у девелоперов и около 10% у инвесторов).

Все это делает недвижимость привлекательной нишей для развития бизнеса крупных финансовых экосистем.

Как гиганты занимают свое место на рынке

В России интерес крупных игроков к недвижимости только начинает набирать обороты: у банков еще нет специального кредитного продукта для инвесторов в недвижимость (как в Америке). Здесь работает только ломбардное кредитование. Тем не менее финансовые гиганты начинают искать пути получения внебанковского и рекламного дохода через недвижимость.

Они создают внутри своих систем маркетплейсы («ДомКлик» с целью получения дохода от рекламы и притока новых ипотечных клиентов у «Сбера»), открывают паевые инвестиционные фонды в недвижимости (Альфа-Банк и «Сбер»).

Зачем это им? Помимо того что стратегии банков учитывают современные тенденции рынка недвижимости, банкам нужно наращивать доходность от активов, находящихся на их балансе. Чистая прибыль банков (во многом благодаря ипотеке) измеряется сотнями миллиардов рублей. Банки стремятся к тому, чтобы деньги работали, а потребности клиентов в приобретении недвижимости также удовлетворялись внутри экосистемы банка, «под одной крышей».

Как это реализуется на практике

Крупнейшие зарубежные банки и финансовые корпорации давно предлагают клиентам продукты, основанные на недвижимости. Интересно, что они делают это в содружестве с IT-стартапами и не создают решения с нуля. То есть на стыке проптеха и финтеха появляется ниша «недвижимости в финтехе» (RealEstate FinTech).

Так работают Barclays Bank, Bank of America, JP Morgan и многие другие. При этом кооперация с IT-стартапами и интеграция новых решений с уже имеющимися позволяет им создавать новый функционал и экономить на этом около 2–3 млрд руб.

Российские «Яндекс.Недвижимость» и «ДомКлик» от Сбербанка базируются на той же основе. А Тинькофф Банк открыл акселератор для финтех-стартапов, чтобы выделить и поддержать идеи, с которыми в будущем можно работать (в том числе и с недвижимостью).

Если резюмировать, основные стремления внутри российской ниши «недвижимость в финтехе» выглядят сегодня так:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *